Однако... Не бойся ошибиться, сделав шаг! Не ошибается лишь тот, кто стоит на месте !

"Вместе" См.подробнее...

Изменить
отношение


Проект «Вместе» работал в прошлом году на территории Томской области. Его цель - оказание комплексной помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов, через координацию работы различных ведомств. Каргасокский район вошел в число трех территорий, выбранных для реализации социально-реабилитационных программ, предусмотренных в рамках этого проекта.
В чем состоит суть проблемы? В том, что в настоящий момент в России вообще, и в Томской области в частности, нет единого подхода к работе с детьми-инвалидами, нет программ взаимодействия социальных служб и общественных организаций, занимающихся каждая на своем месте решением проблем семей, в которых воспитываются дети с ограниченными возможностями, нет общей информации о реальных потребностях этой категории граждан. В результате к середине прошлого года сложилась такая картина: реабилитационные услуги получил только один процент детей-инвалидов (к примеру, в Парабельском районе - 4 процента, в Шегарском - 26 процентов). И это при том, что комплексной реабилитацией ребятишек, по идее, занимаются в районе, как минимум, семь структур, и каждая, будь то общественная организация или муниципальное учреждение, занимаясь различными аспектами проблем детей-инвалидов, использует разные схемы работы, ставит перед собой разные задачи, которые зачастую являются малосовместимыми. В рамках проекта "Вместе" в Каргасок приезжали специалисты из Реабилитационного центра "Надежда" Томского района, где накоплен огромный опыт индивидуальных занятий с детьми с ограниченными возможностями. В составе группы работали социальный педагог, дефектолог, врач-невролог, логопед, психолог. Помимо обучающего семинара для сотрудников Каргасокского СРЦН, они провели прием для родителей и детей-инвалидов, в том числе и с выездом к ним на дом. Консультацию получили двенадцать каргасокских семей. "А главная проблема, - рассказывает координатор проекта "Вместе", социальный педагог Марина Кулманакова, - состоит в том, что большая часть семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, просто вычеркнута из активной жизни. Дети-инвалиды с рождения вынуждены жить в замкнутом пространстве. Получить нормальное образование для них - больной вопрос, поскольку школы не приспособлены для обучения таких ребят. Надомное обучение - это восемь часов общения с педагогом в неделю. Все остальное время дети предоставлены сами себе. Против обучения инвалидов в школе зачастую возражают родители здоровых детей, которые не хотят травмировать их психику. А мамы и папы ребятишек, имеющих пожизненный диагноз, в свою очередь, нередко сами выступают инициаторами изоляции, не хотят приводить в коллектив ребенка, стесняясь его ограничений, замыкаются в своих проблемах, аргументируя это тем, что "толку все равно не будет", что "попытки изменить качество жизни в лучшую сторону к успеху не приведут..."

Индивидуальный
подход


Специалистами СРЦН собрана информация о тридцати шести семьях с детьми-инвалидами, проживающих в Каргаске. Всего по району таких семей насчитывается около восьмидесяти. Главная задача - установить тесный контакт с каждым человеком из этого списка. Для того чтобы получить необходимые данные, пришлось обратиться с предложением о сотрудничестве к специалистам Центра социальной поддержки населения, МУЗ "Каргасокская ЦРБ", педагогам школ, председателю районного общества инвалидов. Марина Александровна поясняет: "Работа эта только началась, но она обязательно будет продолжена. Для нас самое главное - установить контакт с родителями и детьми, познакомиться лично с каждой семьей, выявить ее потребности, и в случае необходимости мы готовы выйти с ходатайством на администрацию муниципального образования..." Пытаясь наладить взаимопонимание с родителями, социальные работники столкнулись с трудностями. Какими? Некоторые родители, например, просто этого не хотят. А когда им предлагают поддержку, то не верят, что она будет им полезной. От занятий ждут эффекта, которого в принципе быть не может. Не хотят понимать, что ребенок-инвалид и та ситуация, в которой оказалась семья, - это навсегда, это данность, которую уже не изменить, но с которой следует научиться справляться. И это не означает, что надо полностью вычеркивать себя и ребенка из жизни, поставить крест на всех ее проявлениях, на маленьких радостях и больших победах. "Многие уже смирились со своими проблемами и полагают, что могут рассчитывать только на себя, - продолжает Марина Кулманакова, - в чем-то, возможно, они и правы, потому что в свое время каждый из них, куда только ни обращался в надежде помочь своему ребенку. Но ведь сегодня ситуация меняется, мы проходим специальную подготовку и учимся именно для того, чтобы помочь семьям и их ребятишкам улучшить качество жизни. Мы готовы оказывать реабилитационные услуги, у нас есть методики. Вот, например, если у ребенка проблемы со слухом, то логопеды предлагают специальные программы для адаптации; если малыш страдает ДЦП, то можем помочь с организацией массажа. Психологи и социальные педагоги помогут наладить общение с другими детьми..."

"Мы выбираем
спорт"


Этот социально-реабилитационный проект в настоящее время только-только набирает обороты в Каргаске. Его цель - поддержка семей с детьми-инвалидами через развитие специальных олимпийских программ, то есть привлечение ребятишек к занятиям доступными для них видами спорта. К таким относятся бег на снегоступах и бочче - специальная игра с шарами, нечто вроде боулинга, между прочим, очень интересная. А снегоступы - это такие маленькие широкие лыжи с шипами, на которых можно ходить по снегу, не проваливаясь, очень устойчивые приспособления, удобные тем, что детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата значительно проще передвигаться на них, чем без них. Представляете, ребятишки, которые сутками сидят дома и редко гуляют, с помощью этих снегоступов могут упражняться в ходьбе, находясь на свежем воздухе, возиться в снегу в компании новых друзей, получая при этом не только огромное удовольствие, но и терапевтический эффект... В Социально-реабилитационном центре к таким занятиям готовы. В рамках проекта сюда уже поступила часть спортивного оборудования, по крайней мере, снегоступы уже успели, несмотря на морозы, испытать в действии, есть тренер - Лариса Лонь... В ближайшее время должны еще прислать специальное резиновое покрытие для бочче, и можно будет вместе с маленькими игроками и их родителями, подробно изучив правила игры, начинать "катать шары"...

Многие ребятишки просто
не знают, что они талантливые

 

Ирина
Сабазова,
педагог
дополнительного
образования:

-В творческой мастерской провожу мастер-классы для детей с ограниченными возможностями. В очередной раз мы собрались в рамках Декады инвалидов. Я показала ребятишкам и научила их тому, как из обычных ненужных вещей можно создавать красивые изделия. Мы решили сделать новогоднюю елочку из пустого пузырька. Ребята с удовольствием принялись творить красоту. Многим было сложно, что-то не получалось... Но ведь каждый ребенок индивидуален, у каждого разный возраст, разные способности. Дети охотно помогали друг другу, и в итоге совместной творческой работы получились замечательные елочки, которые порадовали и самих авторов и их родителей. Ребятишки очень талантливые, просто некоторые из них не знают об этом...

 
 Татьяна
Легенькова,
педагог
психолог:

- В процессе реализации проекта "Вместе" я проводила тренинг с мамами детей с ограниченными возможностями. Занятие было направлено на сплочение, установление атмосферы доброжелательности между родителями. В самом начале чувствовалось легкое волнение, но по ходу проведения игровых упражнений скованность и напряженность участников тренинга исчезли, атмосфера стала веселой и непринужденной. Мамы делились своими мыслями, приводили примеры и ситуации из жизни. А в конце занятия каждый из родителей нарисовал свою семью за любимым делом. Прощаясь, мамы высказали пожелание встречаться чаще...

Родители, которые заинтересовались проектами для детей-инвалидов, могут обратиться к Марине Александровне Кулманаковой по тел. 2-32-55.

 Ирина Шашель

 


Источник: Газета «Северная правда»
Добавить комментарий
Имя
E-mail
Сообщение
*Пройдите проверку:


Просмотров этой страницы: 1976