Однако... Прекрасная жизнь начинается с прекрасных мыслей...

Предания таежного края См.подробнее...

           Когда-то в детстве, лет пяти, я увидела шторы из старых газет.
          Вырезные занавески просвечивали цветами-ветками, зверями. Их вырезала мама Мурасова (Мурасы: Ур - место, Сы - с реки Сыни), Аграфена Семеновна. По отцу - ханты, по матери - русская чувашка. В школу я пошла, не умея писать-рисовать. А вырезала всегда. Снежинки. Позже - узоры-заставки к плакатам. К урокам труда - углы-вырезки для вышивания салфеток. 
          Знакомясь с культурой народов Севера, я всерьез взялась за вырезки. Недорогой материал. Ажурность изображения. Начала я эти вырезки с заготовок обрамлений, то есть хотелось делать работы в рамках с хантыйским орнаментом. На это ушло много времени. Я использовала «Альбом хантыйских орнаментов» Н.В.Лукиной, «Путешествие к хантам» финского ученого Сирелиуса. Заготовленные, вырезанные, свернутые гармошечкой части рамочек я расправляла и укладывала под пресс. Подсчитав, сколько времени идет на рамочку, я копила их до момента окончательного оформления. В процессе работы я пришла к выводу, что самым лучшим вариантом бумаги является «Снегурочка» - негрубая, не растягивается при смачивании клеем. Для склеивания использовала клей ПВА.
          Домашние подсмеивались над детским увлечением. А мне доставляло огромное удовольствие варьировать треугольники-палочки. Подбирала под пейзажи рамки и фон из цветного картона. Искала гармонию изображения. Очень много бродила по лесу, начиная с ранней весны. Смотрела на облака, листья, деревья. Изучала предания. Собирала фольклорные выражения, их расшифровку простыми людьми. Расширяла уже записанные учеными сказания. Стала их иллюстрировать вырезками. Так рождалась коллекция вырезок, которая уже насчитывает более 50 работ.
           Пробовала прорезать бритвенным лезвием, но линии были слишком прямыми, а прорези часто были длинными. Работала маленькими ножницами. Купленные раньше маникюрные переломались в ручке очень быстро.
Несмотря на дешевость, о которой мне говорили, я осознавала, что в этой области я на верном пути. Проба на традиционной бересте мне ажурности не принесла. Береста была отодвинута.
          Над готовыми наклеенными работами я просиживала часами, думая, как сохранить работы от времени. Покрывала клеющейся пленкой: то появлялись складки (издержки производства), то блеск был очень сильным и не давал естественности изображения. Потом появились мультифоры, В которые можно было вкладывать вырезки.
          Работы выставляла в центральной районной библиотеке, в музее. В музее соседнего района они были пронумерованы и подпорчены. Тогда же я начала собирать материал по декоративно¬прикладному искусству - вырезки, разновидности бумаги, медицинско¬психологическое восприятие цвета. Занятие это увлекательное. Мир оказался не только цветным, но и разносторонним - со своими символами, толкованиями явлений природы.
           Первая работа была «Лыйват ая» (Цветы удачи), 2002 г.
Натуралистические листья и цветы-звери в корзине. Работа была совсем отличная от последующих форматом. Когда были сделаны другие, не один раз хотелось первую работу выбросить. Но что-то останавливало в последний момент. В нее были вложены большие надежды, а может быть, с первого творческого трепета все и начиналось. Реально существующие и невиданные цветы в последующих работах сменились живыми деревьями, птицами, зверями, облаками, духами.
          Картина «Тохталu» (Огонек), 2004 г. (рис. 1). У Северных народов Огонь - сын Солнца. «Священный огонь» - держатель очага. По поверьям нельзя выносить головешки или заливать водой костер. А положить в костер надо столько дров-хвороста, чтобы Огонь съел всю пищу. Нельзя в огонь бросать острые предметы, грязные дрова, палки, чтобы не разгневать Духа Огня. Иначе может произойти несчастье: вылетит искра и сгорит очаг.
         Картина «Тоха Нялам» (Язык пламени), 2004 г. Язычки пламени, как живые человечки, танцуют-извиваются, оседают, взметаются ввысь. Не устаешь смотреть на чудо природы.
         Картина «Тыхтакат»(Сказ), 2004 г. (рис. 2). Здесь у костра сказывают бывалые люди свои сказания, а лес помогает не упустить нить предания о живших Матурах (богатырях), о стелющихся травах, о неповторимом суровом крае.
         Картина «Вонтан Hi» (Таежная женщина), 2004 г. (рис. 3). Мы не раз слышали о матриархате. У васюганских ханты больше почитают родственников по материнской линии. Кедровая шишка венчает собой тайгу. Это хлеб, сила, долголетие. Глаза - мелко усеченные листья. Травы, как сережки. В обрамлении «ампо-голь» (собачья лапа) - это верность, преданность Земле, над которой еще встает Солнце.
         Особо хочется отметить работу не только над легендами, но и по пропаганде среди детей-подростков культуры народов Севера. Выезжая в детские сады, в школы, составляю материал по длительности и по сложности. Детский сад - 15-20 минут, 2-3 минуты по фигуркам из кедра. 11 класс - 45 минут, легенды по фигуркам из кедра и легенды по вырезанным картинкам, фотопейзажи нашего края. Договариваюсь с воспитателями детского сада, с учителями истории, географии о времени. За два года прослушали беседы о «Быте и традициях народов Севера», предания более пяти тысяч человек - воспитатели детсадов, дети, учителя. Выезжала в другие районы области, в Новосибирск. Теперь уже и студенты педагогического университета Томска стали слушателями сказаний таежной земли. Вожу с собой альбом отзывов, где записаны не только отзывы, но где я отмечаю, что рассказываю, чтобы не повторяться при последующих встречах. Беседы: «Речные люди», «Таежный человек», «Народное творчество и современность», «Символы мира в изделиях народного творчества» (Обзор выставок¬ярмарок). Все это обязательно сопровождается картинами-легендами. Каждый урок начинаю в национальном костюме, звуками камуса - инструмента северных народов. Эффект получается необычный. Запоминаются легенды таежного края.
В начальных классах провожу уроки труда и рисования: «Ор¬наменты, как часть культуры народов Севера». А). Подготовка шаблонов. Б). Подготовка цветного картона, бумаги. Понятие: орнамент ленточный, зеркальный, центрально-осевой. За 45 минут получается готовая законченная работа - либо национальное платье из цветного картона, либо крышка туеска, либо рамка под фотографию.
Как понятнее, доступнее рассказать предания? Использовала вырезки, именно тематические.
            Картина «Яряк» (ерш), 2004 г. - Хозяин реки. (рис. 4). Когда-то давно ёрш был огромной рыбой, больше щуки. Бил воду большущим хвостом - разгонял рыб, мелких поедал. Рассердился Водяной Дух Ёнк-юнг) и загнал ерша в омут. Там неволя, нет еды, света. Пока сер¬дился ёрш - нарастил колючки и не рос, пока росли другие рыбы. Но зовут его по-прежнему - Хозяин реки. Если захочешь насытиться ер¬шовым вкусным мясом (а он костлявый) нужно выбрать кучу костей. А какая вкусная икра! Вкусная уха. Но закинешь удочку - идут большие круги, тянешь, ожидая большую рыбину, а вылетит на крючке маленький ершишко!
            Картины "Пыпи", "Тохына", "Мялiпил", "Вит валта" - Хозяин тайги, 2004 г. (рис. 5, 6, 7). Давно в старину встретился ханты с медведем. Ханты воскликнул: «ОЙ!» (Агой!). Медведь рявкнул. «Нет!» - испуганно говорит ханты - «Я ничего не говорю! Я только прошу позволения поохотиться в твоих угодьях». «Хорошо! - говорит Медведь Пыпи Но только столько, чтобы накормить больных стариков и малых детей». И каждый знал, что нельзя жадничать. Узнает Дух Тайги - в другой раз охота будет неудачной или заломает медведь. И умрут твои дети и старики без еды, без тебя. «Не вспоминай всуе медведя» - говорят русские. А старые ханты говорят: «Не поминай в лесу медведя!» Вдруг услышит Хозяин Тайги и нашлет тебе Медведя на дорогу, но ты не беги. Он подумает, что ты - добыча и кинется за тобой. Но и молча не стой, а стучи, шуми, кричи. Ведь он и сам нас боится. Пойдешь в лес, он - за елками, вверху, спереди, сзади. Не говорят - медведь, а Он - который вечно живущий (Вит валта).
              Картина «Альвы» (Герой сказок), 2004 г. Боженька-отец и боженька-сынок как-то остановились у кедра и сестры-сосны. Боженька-сынок в озорстве дернул сосну вверх за вершину, и устремилась она ввысь острием. «Кол!» - воскликнул Боженька. Так с тех пор и зовут ханты сестру сосны «Кол» (Ель). Далеко видны остроконечные вершины, а ветки - иголками вниз. Потому и мелки иголки, что не к Солнцу тянутся, но также колючи, как у сосны.
             Невозможно в докладе осветить все работы. Как назвать лучшие - худшие. Все они живут своей жизнью. У каждой своя история.

   
 

Рис. 1 Тохтали (Огонек)

 
     
 

Рис. 2 Тыхтакал (Сказ)

 

Рис. 3 Вонтан Hi (Таежная женщина)

 

Рис. 4

Яряк (Хозяин реки)

Рис. 5 Пыпи (Медведь)

 

Рис. 6 Тохына (Весна)

 

Рис. 7

Вит валта (Вечно живущий)

Н.Б.Вялова
Руководитель клуба культуры народов Севера (Россия. Томская обл.)

Источник: Материалы международного симпозиума, посвященного
95-летию со ДНЯ рождения
Алексея Максимовича Петриченко
 г. Домодедово, Московская обл. 2006
 


klimov 07.04.2011 21:51
Можно ли, упростив контур, выполнить подобного стиля работы в просеченном бересте?
Екатерина Таганова 01.03.2011 03:59
Очень интересные работы. Хотелось бы увидеть покрупнее
Klimov 31.01.2011 22:34
Замечательно! Если такие работы с поясняющим их текстом в качестве сувениров в торговлю?
Добавить комментарий
Имя
E-mail
Сообщение
*Пройдите проверку:


Просмотров этой страницы: 1776