Однако... Я этого хочу. Значит, это будет.
Главная > Новости > Продолжая тему: "Учитель!.. Перед именем твоим позволь степенно преклонить колени!"

Продолжая тему: "Учитель!.. Перед именем твоим позволь степенно преклонить колени!"

В 1930 году в началась коллективизация и раскулачивание. Даже малые дети вдруг стали врагами народа – «кулаками». Вместе с родителями детей отправляли в ссылку и в наши Васюганские болота. Раскулачивание, унесло жизни сотни тысяч крестьянских детей. Но выжившие, несмотря на свой малый возраст, помогали родителям сохранить жизнь своим младшим братьям и сестрам, добывали пропитание в тайге, работали в колхозах и артелях. Каждый стремился получить знания, хотя, не всем это удавалось. В школах работали учителя из тех же репрессированных. Место ушедших на фронт учителей, занимали девушки. Во время Великой Отечественной войны, достигшие призывного возраста, бывшие «кулаки» уходили на фронт. Вернувшиеся домой фронтовики, занимали руководящие должности, работали на производстве, либо посвящали свою жизнь обучению и воспитанию детей. Многие из нас очень хорошо знали их и сохраняют о них добрую память: 

Максименко Николай Алексеевич

Максименко Владимир Алексеевич

Пахоменко Евдокия Григорьевна

Кутяков Алексей Филиппович

Рудский Валентин Григорьевич

Кереджи С.Р

Учитель

  1.          
    Ю.А Ганчуков - выпускник школы№1 с. Каргасок,  военный лётчиком, служил России  в «горячих точках», в том числе Афганистане, позже готовил  к полётам военных лётчиков в Ейском лётном училище.  Большой след в душе  Юрия Александровича на всю жизнь оставил Рудский Валентин Григорьевич, учитель каргасокской школы №1.

«Школа. Седьмой класс. Я вспоминаю своего учителя по географии Валентина Григорьевича Рудских. Как мне нравились проводимые им занятия! Он очень большой эмоциональностью проводил свои занятия. Это было какое-то путешествие по неизвестным уголкам нашей планеты. Не было в то время современных видеомагнитофонов, компьютерных дисков и других современных технических средств, даже телевизоров у нас тогда не было. Была классная доска, мел, зеленая карта мира и масса всяких иллюстраций из журналов и газет. Он с большой душой доносил до нас все то, что хотел нам рассказать. Океаны, моря, континенты, пустыни, хребты гор, долины он наполнял той жизнью, которая там кипела. Каждый урок проходил у нас очень интересно. Конечно, он и проверял наши знания, но эти проверки для нас всех были не страшны. Мы сами  были готовы рассказывать о том, что он рассказал нам на прошлом уроке. Это было нам не в тягость. Как сейчас в программе «В мире животных», он увлекал нас своими рассказами  о неизвестных нам животных, в той стране, по которой мы путешествовали. Все ученики сидели как завороженные, мы слушали урок и представляли себя там, в этой неизвестной нам стране. Он показывал нам картинки из журналов. Знания мы поглощали благодаря его эмоциональным приключенческим рассказам.  Особенно нравилось нам, когда мы совершали походы на ближайшие водоемы. Я вспоминаю очень ярко, как мы пошли однажды зимой изучать подводный мир. Недалеко от нашего поселка несла свои воды широкая река Обь. В среднем течении Оби ее ширина достигала двух с половиной километров. В нее впадала небольшая речка Панигадка. Это название ей было не зря дано. Сколько людей в ней погибло! Течение у нее было очень быстрое. Даже зимой она в некоторых местах не замерзала.

Дорога к ней проходила через болото. Был проложен деревянный тротуар через него. Оно поросло небольшими деревьями и кустарниками. Зимой, конечно, болото замерзало и мы чувствуя волю по пояс лезли по снегу, сойдя с тротуара в сторону. Лезли на молоденькие, но уже достаточно высокие тонкие березки и, ухватившись за вершину ее, как на парашюте спускались в сугроб. Так мы добрались до Панигадки. Летом мы сюда ходили на рыбалку и ловили окуней, которые безбожно и уверенно тащили леску ко дну. А как красиво вытягивать окуня! И, как правило, если начался клев, то это надолго. Пока всю стаю не выловишь, они будут клевать, даже не клевать, а сразу тащить ко дну. Тут только успевай вытягивать!

Но сейчас зима. Мы подошли к Панигадке. Она не замерзла. Быстрое течение бурлило и создавало мощные воронки. От одного берега на другой был натянут толстый стальной трос и к нему прикреплена переправа из скрепленных из трех-четырех толстых и длинных бревен. Они болтались и прыгали в бурных водах Панигадки. Мы, держась за второй трос, который шел параллельно основному, переходили бурный поток по этим плотам и взбирались на высокий глинистый берег. Было страшно и жутко, но все мы преодолевали эту водную преграду и помогали девочкам. Не здесь ли родилась у нас тяга к преодолению! Но, что это воспитание смелости, это точно!

Перейдя Панигадку мы взбирались на обрыв и перед нами открывалась громадная равнина поймы реки Оби. Колючий и холодный ветер бил нам в лицо, но мы шли и шли вперед. И вот мы пришли в намеченное место. В двух километрах от речки было старое русло другой реки, которая пересохла по ее краям и образовалось загнутое и длинное озеро, похожее на подкову. Кстати оно так и называлось «Подкова». Оно, конечно, было покрыто толстым льдом, и мы свободно бегали по нему в любом месте. Какое это было раздолье! Но Валентин Григорьевич сам, наслаждаясь природой, проводил занятия с нами. Под его руководством, мы  из снега построили круглый домик. В центре этого домика, когда он был завершен, мы продолбили  во льду лунку и начали проводить научные эксперименты. Мы замеряли глубину водоема, доставали растительность и грунт со дна: благо было не глубоко. Мы были в этот момент полярниками. В это время мы были свидетелями исследований на северном полюсе. Это была экспедиция «Северный полюс», а какой номер не помню. Но нам было это не важно. Мы сами были такими же исследователями. Мы писали научные документы и отчеты, которые потом в тепле читали и обсуждали на уроках.

Как не запомнить такое!

Было это очень давно, я уехал из этого поселка, прожил большую и интересную жизнь, но никогда не забуду таких походов.

И вот случай! Уже, будучи на пенсии, я работал преподавателем в университете. Однажды я в Интернете попал на сайт своей школы в моем поселке.  Там я познакомился с преподавателем информатики. И вот она мне написала письмо, в котором сообщила мне, что учитель, о котором я говорю, работает у них. Она мне дала ссылку на сайт, в котором я увидел своего учителя!  Как это было здорово! Прошло 45 лет, как я не видел его. Я написал ему письмо и получил ответ на следующей неделе. Да, действительно, он еще работал учителем, теперь уже в другом месте. Он вспомнил и меня и других его учеников.  Мы вспомнили с ним наши походы, Панигадку, Подкову, как строили снежный дом, исследования. Сейчас мы изредка с ним обмениваемся письмами через Интернет.

Думали ли мы тогда, что будем писать друг другу письма.

Вот каким должен быть учитель! Чтобы ученики помнили своих учителей всю жизнь!»

  1.        
    О. Дионисий Землянов (Томск. Академгородок)

«В канун Дня старшего поколения встретил в родной школе Валентина Григорьевича Рудского. Он меня, конечно, не узнал - столько лет прошло, да и я изменился. А я хорошо помню и кружок фенологии (классе этак в четвертом дело было), и как "Землю Санникова" при свечах читали в кабинете географии. А в первом классе он водил нас по берёзовой роще за школой и рассказывал о различных природных приметах.

В разговоре Валентин Григорьевич

напомнил, что раньше в школе была небольшая метеостанция, подаренная одним из институтов, а сейчас её уже нет. И действительно, давно я этого флюгера с вертушкой не видел. Наверное сняли при ремонте крыши.

«Семь лет этой истории и уже пять лет как его нет с нами. Попытки закрепить его память хотя бы в табличке были пока не очень успешны (хотя все за).

Материалы музея НКВД Томск представила мл. науч сотрудник Кереджи С.Р

07.10.2020

Комментарии [3]
k 21.10.2020 16:55

А Кутяков и В.Рудский были друзьями.

k 20.10.2020 16:29

Я имел удовольствие  состоять в постоянной переписке с Валентином Григорьевичем около четверти века.

k 15.10.2020 18:31

 Алексей Кутяков  был человек огромного таланта,. Погиб от лучевой болезни .

Добавить комментарий
Имя
E-mail
Сообщение
*Пройдите проверку:


Просмотров этой страницы: 37