Однако... Жизнь потому и прекрасна , что в любой момент её можно изменить..
Главная > Краеведческая мозаика > 2008 год > Летопись муниципального проекта "Прощение и память" 2008 год

Летопись муниципального проекта "Прощение и память" 2008 год

01.09.2010 Летопись муниципального проекта "Прощение и память" 2008 год

Реализация проекта 2008 года имела ряд особенностей:
1 Увеличилось количество участников: в Сосновке 82, в Новом Васюгане 61 учащихся и учителей, всего 143 человека.
2. Мероприятия были интерактивными
3. «Погружение в историю» в каждом селе было своеобразным


Сосновка. Школа, здесь «погружение в историю» произошло через деловую игру
Перед началом игры учителям школьникам были прочитаны мини - лекция «Россия . 20 век и краеведение» (Зарубина В.М), мини - лекция «О проектной деятельности» Т.И Фёдорова (из опыта работы) и представлен проект «Энциклопедия каргасокских деревень от А до Я.» (Фёдорова Т.И.) Следующим шагом было деление на 4 группы, представление экспертов и 4-часовая работа, конечным продуктом, которой стало появление 4-х информационных , электронных проектов: «Подготовка», «Земля сосновская», «Родом из репрессий», «Событие дня» как составляющих большого проекта « Сосновка. 12 июня 2008.. Один день в истории». Проектные работы воссоединили цепь исторических событий истории села. Поисковая работа шла параллельно через создание книги памяти, куда записывались имена «спецов»

Новый Васюган. Здесь экспедиция работала 4 дня. Особенностью первого дня стало «погружение в историю» через участие в реконструкции событий 30-х годов 20 века, когда участники на барже прошли 40 километров по Васюгану. В местах массовых высадки спецпереселенцев :п. Волково и старожильческом п. Айполово приняли участие в установке поминальных крестов и поминальных службах.
«Погружение в историю» продолжалось через поисковую работу, участие в встречах с населением Нового Васюгана и деловую игру, которая состояла из 2-х частей: теоретической и практической. В первой части прозвучали лекции « Ассоциативный подход к изучению история России 20, 21 в.в » Зарубина В.М, «Краеведение: прошлое, настоящее и будущее» ( по материалам Рындиной О.М) Зарубина В.М, «Школьный информационный проект (из опыта работы) Фёдорова Т.И, « Работа в архиве» Кереджи Оглы С.Р (из опыта работы), беседа с элементами практикума «Слово» Зарубина В.М, о. Феодор, м. Юлия, представление проекта «Энциклопедия каргасокских деревень от А до Я» Красноярка . Фёдорова Т.И .
Конечным продуктом деловой игры стал информационный, электронный проект «Соль земли Васюганской» в состав которого вошли: «Васюганский этап» (рук. Жукова О.А), «Репрессированное детство» (рук. Зарубина В.М)», «Право на жизнь дано нам не зря» (рук Сергеева В.В), «Сиблагом связанные судьбы» (рук. Кереджи Оглы С.Р), «Времён связующая нить» (рук. Фёдорова Т.И), «Хранители времени» (рук. Федюкова Т.И).

Главным педагогическим инструментом всего проекта стала педагогика сотрудничества. Она позволила синхронно включить в деятельность по созданию проекта учителей, учеников, родителей и общество, которые слушали и слышали друг друга. Креативное, коллективное мышление нескольких поколений включило процесс созидания через историю края, родословие, соединило разрыв утраченных связей, сделало реальными цели и задачи проекта.
Таким образом, ожидаемые результаты получили подтверждение. Произошло увековечивание исторической памяти о страшных страницах истории России, края, семьи, человека. Это нашло отражение в памятных знаках - поминальных крестах, камнях скорби, скверах памяти, изданном в2008 году сборнике «Прощение и память» и работах участников экспедиции.
Нравственный катарсис произошёл во многом благодаря участию в работе экспедиции православной церкви. Участники проекта осознали её роль в истории, культуре России и судьбе человека. 3-х летний сеанс психотерапии дал нравственный и духовный ориентир участникам экспедиции, вернул доброе имя пострадавшим и их потомкам, нашёл отражение и понимание необходимости подобной работы, как у власти, так и в обществе.


«Прощение и память» это, прежде всего образовательный проект, центром работы экспедиции везде была школа - малокомплектная, основная, средняя, высшая. Участниками были разных возрастов, от учеников начальных классов до студентов. Их объединяло общее дело, и при этом каждый мог найти свой объект для изучения, понимания и созидания. По сути, шёл процесс открытия «героев», но не далёких, а близких. На столько близких, что до них можно дотронуться рукой, зачастую это были близкие люди, предки. Ребята на глазах становились патриотами, росло собственное самосознание. Так Кристина Рейс, участница 3-х экспедиций сказала о своих ровесниках, участниках проекта «Поколение делающее историю». С чем трудно не согласиться, потому что, восстанавливая историю края, ребята параллельно писали новейшую историю. Невозможно переоценить огромное воспитательное значение проекта, уникальность его в том, что воздействие на участников шло не через назидание, а через дело, через собственный выбор позиции участия, поведения, оценки событий. Как результат качественный профессиональный рост учителей и рост активной гражданской позиции, самостоятельности воспитанников. Всё это происходило через отработку компетенций: информационных, ценностно-смысловых, интеллектуальных, исследовательских, коммуникативных, компъютерных, культурных и социальную интеграцию. На практике результаты проделанной работы воочию предстали во время проведения презентации проекта «Прощение и память» 30 октября 2008 года в г Томске и на встрече в Томской духовной семинарии. Умение вести диалог, слышать и быть услышанным, держать внимание аудитории, задавать и отвечать на вопросы, владеть современными компьютерными технологиями и уметь с их помощью создавать новый информационный продукт - вызывало неподдельный интерес у слушателей и желание больше узнать о проекте. Здесь оказался важен факт диалога поколения, экстенсивная передача эстафеты памяти и «прививки от беспамятства», который проявился в обратной связи.
Проект показал возможности формирования новой среда для общения молодёжи, где можно многому научиться, найти себя, друзей, дело. Точкой прорыва может стать краеведение, как капитал, который нам ещё предстоит оценить и использовать в полном объёме. Исторический капитал, который способен стать ресурсом территории, перспективой её развития, дать возможности для интеграции как внутренней, так и внешней, а также создать условия для бизнеса. «Прощение и память» оказал большое влияние на развитие краеведческой работы в Каргасокском районе, поставил высокую планку содержания и оценки работ, предоставляемых на районные краеведческие конференции, вовлёк в исторический процесс общественность, организации.

Безусловно, этот проект инновационный, за короткий период экспедиции в формате летней образовательной школы он стал мощным импульсом для послеэкспедиционной рефлексии и деятельности. Так ненавязчиво решается проблема занятности свободного времени у детей. Сам проект вполне можно считать одной из форм организации каникул.



Просмотров этой страницы: 1566