Однако... Речь идет не о том, чтобы предвидеть будущее, а о том, чтобы творить его.
Главная > Краеведческая мозаика > 2008 год > Сборник "Гуманитарная экспедиция "Прощение и память" 2006 - 2007 г." > Монголина Н.Г. "Проект "Прощение и память" как образовательное событие". См.подробнее...

Монголина Н.Г. "Проект "Прощение и память" как образовательное событие". См.подробнее...

Гуманитарный проект «Прощение и память» уже 2 года является событием политического, гражданского и социального значения в Каргасокском районе. Целью проекта стала отработка модели социально – ориентированного действия по ментальной реабилитации событий репрессий и их последствий в нашей стране (из программы проекта). Но поскольку одним из организаторов и руководителей данного проекта являлось Управление образования, опеки и попечительства муниципального образования «Каргасокский район», то гуманитарный проект «Прощение и память» стал и важным образовательным событием.

В условиях новых социально – экономических требований вырабатываются и новые представления о результативности образования. Главной задачей становится преодоление «внутрикорпоративного» определения результатов, когда результаты имеют значение только внутри системы образования, но не играют значимой роли в успешной деятельности ни общества, ни отдельного человека. В рамках решения этой задачи актуальным стал компетентностный подход – одно из направлений модернизации Российского образования.

Компетентностный подход предполагает формирование у школьников широкого спектра компетентностей. Компетентность – это общие, универсальные умения, необходимые каждому человеку для того, чтобы быть успешным в своей профессиональной и личной жизни; когда в качестве результата образования рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность учащегося действовать в различных проблемных ситуациях, используя знания и порождая новые.

Новые требования рождают и новые формы работы с учащимися. Цели компетентностного подхода достигаются не только в ходе учебного процесса, но в результате всего образовательного процесса, который включает в себя и учебный процесс, и дополнительное образование детей, и их социально – творческую деятельность, и практику повседневной школьной жизни. (14, с. 3-4)

Результатом обсуждения данной проблемы на семинарах Совета Европы в рамках проекта «Среднее образование в Европе» стал следующий список ключевых компетенций обучающихся: исследовательские, компьютерные, коммуникативные, культурные, интеллектуальные, социальной интеграции, ценностно –смысловые, информационные, компетенция личностного самосовершенствования. Приобретение компетенций зависит от активности обучаемых.

Такой подход связан в первую очередь с исследовательской и проектной деятельностью.

Под проектом в образовании понимается самостоятельная, творчески завершенная работа, выполненная под руководством учителя. Метод проектов активно применяется в последние годы в образовательном процессе, поскольку он позволяет учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательным представлением результатов; предполагает развитие познавательных навыков обучаемых, критического и творческого мышления, умение самостоятельно конструировать на основе имеющихся знаний новые знания, ориентироваться в информационном пространстве. Но главный признак метода проектов, его отличие - создание какого- либо учебного продукта, материального результата совместного труда.

Три «кита» технологии – самостоятельность, деятельность, результативность. (6, с. 74)

Метод проектов учит детей самостоятельно ставить задачи и находить средства их достижения, т.е. брать на себя ответственность за свои действия.

Проекты (большие и маленькие, групповые и индивидуальные, ролевые, информационные, прикладные, исследовательские, Интернет-проекты) рождались постоянно. Само муниципальное мероприятие «Прощение и память» является проектом масштабным, который разрабатывался и осуществлялся как в районном центре под руководством координационного совета, так и на поселениях под руководством глав сельских поселений. В рамках проекта проводились разные мероприятия на местах: установка крестов и памятных знаков, работа по облагораживанию поселков, перезахоронения там, где вода разрушала кладбище, подготовка митингов и концертов, встреча членов экспедиции. Очевидно, что основная работа по сбору источниковедческого материала по теме репрессий, подготовка презентаций проходила в школах, где инициаторами выступили педагоги - краеведы, руководители музеев.

В 2006 г. в Новоюгинской средней школе произошло открытие комнаты «История села», подготовлена выставка «Судьбы людей в документах»; организована встреча «От всей души» участников проекта с односельчанами. Руководителем данных мероприятий стала учитель истории Федорова Т.И.

В 2007 г. районный проект «Прощение и память» помог реализоваться общешкольному проекту «Открой в себе память!» по теме «Спецпереселенцы Васюганья» в Средневасюганской средней школе. Возглавила работу над проектом руководитель школьного музея Ненастьева С.В. «С 1 апреля 2007 года ученики нашей школы с 5 по 9 класс начали работу над проектом «Открой в себе память». На первом этапе шел сбор материала, живое общение детей с пожилыми людьми, которое усилило конкретное содержание и понимание исторических событий далеких 30-х гг. На первом этапе были собраны фотографии, воспоминания свидетелей о тех страшных временах. Особенно потряс дневник семьи Шарф. Этот дневник был написан Фот Францем Ивановичем, немцем, сосланным вместе со своей семьей из Омской области. Дневник он писал тайно в пути следования, и в первые месяцы на новом месте проживания на псалтыре между строк на немецком языке. Позднее текст перевели, переписали на русский язык и бережно сохранили в семье Шарф. Следующим этапом работы стало оформление собранного материала в небольшие презентации «Люди и судьбы». Ребята с интересом оформляли собранный материал, осваивали азы информационно – компьютерных технологий. Было создано 13 презентаций, где шел рассказ о судьбах 13 семей земляков. Третий этап – это выступление с подготовленным материалом на школьной конференции. Конференция была построена на чередовании исторической справки, строк из дневника Фот Франца Ивановича и выступлений учащихся со своими презентациями. Конференция, работы ребят и проект в целом никого не оставили равнодушным, а члены краеведческого кружка и школьного музея решили продолжить работу по сбору материала и его оформлению». (13)

По итогам экспедиции учащиеся создают проекты. Так, в 2006 г. к районной презентации первых результатов гуманитарной экспедиции всю боль и ужас тех далеких, но памятных дней участники проекта выразили в своих творческих, очень разных по форме, но единых по содержанию и сопереживанию работах: фильм А. Парфеновича, ученика 11 кл. КСОШ №1 «Прощение и память», презентации Новоюгинских и Мыльджинских школьников «Ради жизни» и «Сказ о Лозунге», сказка «О Кощее Бессмертном и «Надежде» - продукт коллективного труда учащихся КСОШ №2, видеоклип песни, рожденной в ходе экспедиции «Баллада о любви» также стал результатом совместной деятельности учащихся школ №1 и №2 (Литвинова Настя, Рейс Кристина). Руководителями проектов являлись учителя истории из школ района: Зарубина В.М., Федорова Т.И., Кереджи –Оглы С.Р. Главным консультантом, строгим, но справедливым наставником несомненно была и остается кандидат философских наук, преподаватель риторики А.П. Хмелева. У нее учатся работе с проектами и школьники, и учителя.

Одним из самых важных мероприятий данного образовательного события стала гуманитарная экспедиция по рекам Обь, Васюган и Нюролька. В первой экспедиции в 2006 г. приняло участие 20 школьников и 5 педагогов из 5 образовательных учреждений Парабельского и Каргасокского районов, во второй в 2007 г - 15 школьников и 5 педагогов из 6 образовательных учреждений Каргасокского района. Экспедиция проходила в конце июня, в каникулярный период, но, несмотря на это график работы был напряженный. Во время стоянок на поселениях участниками экспедиции проводились интервью, социологическое обследование населения, видео- и фотосъемки, презентации своих материалов, местные жители давали концерты и устраивали митинги в связи с установкой памятных знаков или крестов. Во время переходов на теплоходе «Надежда» шла большая работа по осмыслению увиденного: ведение судовых дневников, ежедневная письменная рефлексия, ….

На теплоходе работали учащиеся разных школ, больших и маленьких, с разным уровнем подготовки. Им предстояло не только существенно расширить свои знания по истории и географии родного края, но и сформировать, закрепить, отработать ключевые компетенции.

Первый день экспедиции 2007 г. После того, как были решены все организационные вопросы, школьники разместились по каютам, пообедали, послушали вводные краткие лекции из истории Новоюгино, Староюгино и Большой Гривы (поселков, что встречались по пути следования), их ждала большая и интересная работа по теме «Что есть совесть?» с применением технологии развития критического мышления. Данная технология призвана обеспечить деятельностный характер обучения, стимулировать познавательный интерес и формировать социальные компетенции – информационные, интеллектуальные, коммуникативные; способствовать процессу социализации школьников. Технология развития критического мышления вызывает продуктивную дискуссию, когда учащиеся сами могут формулировать и задавать вопросы, выражать собственное мнение, уважительно относиться к чужому мнению. Она создает условие для размышления, что весьма ценно: обучащиеся должны сопоставлять и сравнивать различные точки зрения, связывать знания и жизненный опыт с новой информацией, упражняться в активном применении идей, размышлять над смыслом услышанного, прочитанного, написанного. (6, с.34, 46)

 Основная задача на стадии вызова – пробудить интерес, усилить мотивацию. Этот этап ориентирован на актуализацию имеющихся знаний, стимулирование интереса к новому знанию, которое происходит через «извлечение» уже известного и выяснения появившихся вопросов, которые вызывают потребность в новых знаниях.

 Занятие начала Зарубина Валентина Михайловна, учитель истории высшей квалификационной категории, координатор проекта «Прощение и память». Она начала с мастер –класса по отработке такого приема как синквейн. Обычно синквейн применяется на третьей, заключительной стадии, стадии рефлексии, но Зарубина В.М., на мой взгляд, удачно использовала данный прием на стадии вызова с целью подготовить учащихся к предстоящей работе.

Учитель объяснил понятие «синквейн» и правила его написания (не все обучающиеся были знакомы с данным приемом): это стихотворение, состоящее из пяти строк, которое описывает суть понятий, развивает авторское восприятие в лаконичной форме.

Для примера вместе составили синквейн по теме «слово»:

СЛОВО

ДОБРОЕ ЕМКОЕ

РАССКАЗАТЬ УБЕДИТЬ УБИТЬ

«СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ, ВЫЛЕТИТ, НЕ ПОЙМАЕШЬ»

(МОЛЧАНЬЕ – ЗОЛОТО, СЛОВО – СЕРЕБРО)

АРГУМЕНТ

Затем стали составлять синквейн с понятием «совесть». Дети работали с интересом, активно, предлагали, обсуждали, но не спорили (согласно установке). В итоге на импровизированной доске получилось:

СОВЕСТЬ

ЧИСТАЯ СПЯЩАЯ

ЗАСТАВИТЬ МУЧИТЬ ГРЫЗТЬ

СОВЕСТЬ – ЛУЧШИЙ КОНТРОЛЕР

СУДЬЯ

 

Таким образом, плавно перешли ко второй стадии технологии развития критического мышления - стадия осмысления. Здесь происходит получение новой информации, знакомство с новыми понятиями, решение поставленной проблемы, с опорой на сведения, предоставленные учителем, документы и определяется собственная позиция. Валентина Михайловна Зарубина обращается к статье писателя Д. Гранина из газеты «Советская Россия» (2004 г.), выносит на обсуждение некоторые предложения и умозаключения автора, завязывается дискуссия: «…. Марксисты доказывали, что природа совести социальна: у бедных одна, у богатых другая, разная у демократов и анархистов. …. Никто толком не знает, что есть совесть, может быть, она свидетельствует о существовании души, она ее принадлежность, она показывает уровень ее развитости. … Жить с послушной совестью хорошо, да умирать плохо….В свое время у нас партийная идеология амнистировала совесть – все делалось «во имя государства» - ответственность с личности была снята, человека избавляли от угрызений совести, и он охотно пошел на эту сделку…».

Ребята в процессе беседы – дискуссии объяснили, что связывает наш проект с понятием «совесть». «Нам, потомкам, совесть по-своему не дает покоя, тяготит нас, ведь долгое время в стране не замечали этой проблемы, не слышали робкие голоса свидетелей той эпохи, не понимали обиды, которые высказывались людьми, не по своей воле попавших в наши края. В конце концов – не знали своей родословной (большинство участников экспедиции, и взрослых, и детей – это потомки спецпереселенцев). Второй год работы в проекте показал, что свой долг мы выполнили, сказали людям правду, реабилитировали их публично, восстановили память о погибших. Совесть чиста».

В разговор вступает отец Федор, священник Спасской церкви с. Каргасок, участник экспедиции и начинает его с понятия «личность», т.к. «совесть» одна из ее составляющих по религиозному мировоззрению. Разговор ведется в виде беседы, но т.к. отец Федор имеет ввиду христианское понятие, то дети «не угадывают», называют не те признаки личности (в силу светскости образования понимание «личности» у них носит обществоведческий характер). В результате о. Федор выписывает следующие признаки «личности»: тело, душа, ум, воля, свобода, сердце, образ божий, совесть, слово, творчество. Совесть – это сознание греха, стыд, способность к покаянию. Все понятия, составляющие признаки «личности», объясняются о. Федором. Ребята слушают внимательно, задают вопросы, но здесь активной дискуссии не получается, потому что священник преподносит материал как догму. Но введение понятия «совесть» с двух позиций (светской и духовной) - хорошая информация к размышлению для учащихся.

Следующее задание было творческого характера: дать собственное понимание «совести», оформить его в словах, стихах или рисунках (у кого как получится). Настала очередь третьего этапа - стадия размышления (рефлексии), где происходит высказывание собственных идей учащимися, их аргументация, закрепление новых знаний, осмысление своего опыта, выработка собственного отношения к изучаемому материалу, анализ собственных мыслительных операций. Был использован такой методический прием, как создание эссе. Эссе – это творческая работа, позволяющая кратко выразить то, что узнали и свое отношение к этому, она формирует навыки обобщения, оформления авторской позиции, любовь к письму. (6, с.48)

После обеда и краткого отдыха, через 2 часа в кают –кампании собрались все участники проекта, и была продолжена работа над понятием «Совесть». Учащиеся предложили свои определения: были процитированы блестящие формулировки и рассуждения о понятии «совесть», представлена «совесть» в рисунках и продекламировано одно стихотворение собственного сочинения:

1. Совесть – это внутреннее чувство, возникающее вследствие поступка, за который стыдно. Совесть – это внутренний самоконтроль.

2. Совесть – это вечно работающий двигатель, который позволяет следить за своими поступками, за своим поведением в обществе, но иногда этот, так называемый двигатель, как и положено двигателю, ломается (Петрова Екатерина, 11 кл.).

3. Совесть –это внутренняя душа, второе «я», которое при любых действиях начинает анализировать, обсуждать, давать советы при принятии каких –то решений (Матко Евгений, 11кл.)

4. Совесть –это автоматический рефлекс, который при неправильном или неверном поступке не дает забыть об этом, совесть заставит просить прощение (Новиков Александр, 9 кл.)

5. «Совесть».

Что совесть есть?

Что есть она?

Откуда есть ее волна?

Откуда русло, где приток?

Течет на запад, на восток…

Зовет, поможет, обожжет,

Урок, возможно принесет:

Отрежет, высушит, расскажет,

В пучину радости увяжет.

И совесть есть и есть здесь я.

Она судья, она глава.

Я ей клянусь не брать долгов,

Я для нее на все готов!» (Хлопотная М., 11 кл.)

6. А вот что сказал по этому поводу наш гость, участник экспедиции, земляк –поэт В.А. Колыхалов: «…. Для костей болота словно ложе,

Совесть власти не отыщет брод.

Помолись за нас, пресветный Боже!

Помолись разбуженный народ!

Тайна спать не может беспробудно.

Угодила правда в невода.

Возвращаться к правде больно, трудно,

Но придется раз и навсегда» ( 9, с.2 -3)

Гуманитарный проект «Прощение и память» стал одним из эффективных методов изучения такого конкретного исторического явления, как сталинские репрессии 30-40-х гг., их итоги и последствия. В ходе 2-х экспедиций произошло «погружение в историю», т.е. концентрированное обучение истории края 30-40-х гг. в течение длительного времени (до 11 дней). Настоящее воспитание историей, на мой взгляд, заключается в предоставлении обучающимся реальной возможности самовоспитания и самообразования, когда они как бы «примеряют на себя» историческую ситуацию, роли, обстоятельства и, тем самым, формируют историческое мышление. Необычный для обучающихся исторический материал (не учебники, а только источники), его анализ, сопоставление разных точек зрения на одно и то же событие, развивает творческую активность учащихся, их стремление к исследовательской деятельности. Метод «погружения» позволяет ученику выступить в «роли» историка, который должен « вдохновиться стремлением не просто узнать факты, а постигать их смысл» (11, с. 634), тем самым преодолеть односторонность мышления, что дает возможность школьнику самостоятельно интерпретировать события.

Творческий процесс происходил уже на теплоходе: рождались песни, стихи, художественные зарисовки, но главная работа предстояла «дома». По итогам первой экспедиции был создан видеофильм Алексеем Парфеновичем, тогда учеником 11 кл., а ныне он студент I курса ТПУ. Вот как сам Алексей говорит о мотивах создания фильма: «… Я правнук сосланных с Алтая «кулаков». Участвуя в экспедиции «Прощение и память», работая в архиве г. Барнаул я постоянно чувствовал мою личную связь с тем временем, долг перед моими близкими… Старшее поколение уходит, а с ним и те воспоминания, которые дороги и ценны для нас, их внуков и правнуков. Но вечный вопрос «ЗА ЧТО?», на который до сих пор нет внятного ответа, продолжает звучать набатом и находит отклик в наших душах и сердцах. Изменить то, что было невозможно, но нужно сохранить память…».( 10) Под руководством учителя истории В.М. Зарубиной Алексей Парфенович в своем видеофильме «Прощение и память» попытался воссоздать картину тех страшных лет и дать собственную оценку событиям. Это удалось сделать, только используя документальные материалы: фотографии, воспоминания очевидцев, родственников, научную и художественную литературу, песни, видеоматериалы экспедиции «Прощение и память». Современные компьютерные программы, такие как Pinnacle Studio 9, Adobe Premiere 6.5, Adobe Photoshop CS, Sony Sound Forge 8.0 и другие, позволили сделать фильм авторским, запоминающимся, достаточно информационным, с сильным эмоциональным зарядом, иллюстрированным??. По сценарию фильма воспоминания очевидцев Назаренко П.А., Дударевой А.П., семей Воробьевых, Колодиных сопровождаются демонстрацией фотографий, карты комендатур, природы Васюганья и классической музыкой. В фильме звучат стихи «В 30-е те, роковые», А. Твардовского «Забыть, забыть велят безмолвно…» и песня М. Евдокимова «На горе, на горушке». Озвучиваются документы «Меморандум ОГПУ 1931 г.» и «Закон о реабилитации», отрывок из «Нарымской хроники» В. Макшеева. (10) Фильмом А. Парфеновича начинался творческий отчет учащихся по итогам первой экспедиции на районной презентации в сентябре 2006 г.

Преимущества «погружения» заметны и в эмоционально-психологическом плане. Экспедиция прошла на теплоходе по тем местам, где когда-то в далекие 30-е гг. шли на баржах спецпереселенцы: та же суровая, скупая природа Васюганья, бескрайная, пугающая своей чернотой и безмолвием, тайга по берегам, те же малонаселенность и изматывающий гнус (комары и мошкара), бесконечность пути. Встречи и беседы на поселениях с очевидцами событий (до наших дней дожили те, кто был сослан сюда ребенком), знакомство с документами той поры (письма, дневники, справки, фотографии, постановления и распоряжения властей разного уровня и др.) создали атмосферу сопричастности и сопереживания. Осознание слияния конкретного исторического события с конкретным историческим местом произошло как у школьников, так и у педагогов. Преподаватель истории из Новоюгинской средней школы Федорова Т.И. пишет в своей рефлексии: «Невозможно передать те чувства, которые возникали при виде крутояров, но которых стояли поклонные кресты, ты уже знаешь: здесь была деревня, здесь были люди. И четко, зримо представляешь, как карабкались они по крутому склону, чтобы забраться на яр, чтобы обжить его. А когда самой пришлось взобраться, цепляясь за стволы деревьев сползшего склона, на берег Красноярки, увидеть небольшой пятачок свободного от подступающего леса пространства, заросшего высокой травой, останки последнего дома, неуютность этого места, то острее поняла слезы бабушки, когда она вспоминала о своей жизни здесь». (12)

Нравственный катарсис позволил освободиться старшему поколению от страха, обиды и недоверия, позволил найти общий язык людям разных возрастов и восстановить разорванные связи поколений. Т.о., создание особого психологического поля и совместного “проживания” в нем всех участников проекта позволило навсегда осознать весь трагизм ситуации, жестокость и деспотизм режима, цену политическим амбициям вождей, силу духа простого человека, который помогает ему выживать в нечеловеческих условиях, и понять, что необходимы совместные усилия людей разных поколений и социальных статусов, чтобы подобное не повторилось никогда в истории нашей страны.

«Погружение в историю», да еще в такую тяжелую тему требовало колоссального душевного напряжения детей. Для того, чтобы внести в их души гармонию и с целью эмоциональной разрядки, устраивались вечерами музыкальные и литературные салоны. Музыкальные салоны «Песни, рожденные в экспедиции», «Песни военных лет». Песня создает настроение, песня сближает людей, песня настраивает на дальнейшее творчество. В 2007 г. уже было достаточно своих песен, их репетировали и пели с удовольствием. Появился свой гитарист – Алексей Парфенович, заинтересовались игрой на гитаре и «мучили» струны Матко Евгений, Грицина Андрей, Рейс Кристина, вторая гитара в руках оператора Каргасокской телестудии М. Ермакова придала мажорность и уверенность, а когда у костра взял в руки гитару отец Федор….даже «безголосые» не удержались.

Еще одна тема музыкального салона «Наполним музыкой сердца», ее подготовила и провела преподаватель истории Монголина Н.Г. Для ребят произошло знакомство с таким направлением в песенном жанре как бардовская песня. Барды, авторская песня, диссидентство, «шестидесятники» и др. введенные понятия отчетливо обозначили политические и духовные проблемы 60 -80-хх гг. XX века в Советском Союзе и познакомили ребят с творчеством непрофессиональных исполнителей, но талантливых поэтов и композиторов Б. Окуджавы, В. Высоцкого, Ю. Визбора, Ю. Кима, А Галича. Прозвучали песни гражданские, шуточные, иронические, откровенно оппозиционные, но все личностные, доверительные, искренние.

Во второй экспедиции вообще очень много пели: пели вместе, пели по группам, пели парами, пели в перерывах между занятиями, пели по ночам в каютах, пели на палубе во время стоянок теплохода. Пели песни, рожденные в экспедициях, привезенные из детских лагерей, современные эстрадные и уже бардовские («Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались», «Изгиб гитары желтой», «Бригантина» и др.). Вечером 22 июня администрация Усть –Чижапского поселения организовала для участников экспедиции костер. Возле костра на берегу Васюгана собралась практически вся экспедиция. Стихийно получился музыкально – поэтический вечер: читали стихи Есенина, устроили конкурс 2-х команд – кто кого перепоет, успешно прошла премьера песни, рожденной в экспедиции (авторы Парфенович и Грицина), затем перешли на загадки, миниатюрные рассказы и – в заключение - прыжки через костер.

Литературный салон проводил томский поэт и писатель В.А. Колыхалов по теме «О себе, о земле, о жизни». Живо, увлекательно, с юмором читал свои стихи, интересно рассказывал о детдоме и своей жизни, открыто отвечал на вопросы, с пониманием и доброжелательностью выслушивал мнения учащихся. Человек необычайно творческий и артистичный, он буквально очаровал всех детей. Несмотря на огромную разницу в возрасте, между писателем и детьми сложились доверительные отношения, одна из девушек в путевом дневнике написала «Стихи читает – дух просто захватывает!... Хотела бы я себе такого дедушку!».

Практически все мероприятия экспедиции проводились в рамках педагогики сотрудничества, педагогики отношений, где имеет место организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов. Но концепция сотрудничества предполагает и согласованную работу детей между собой, и сотрудничество между собой педагогов.

Активность учащихся в процессе педагогического взаимодействия может быть физической, социальной и познавательной. При физической активности ученики меняют рабочее место, пересаживаются, говорят, пишут, слушают, рисуют… При социальной активности участники задают вопросы, отвечают на вопросы, обмениваются мнениями… При познавательной активности вносят дополнения или поправки в изложение темы, сами находят решение проблемы. Все три вида активности взаимосвязаны и наиболее эффективно проявляются в групповой работе. (7, с. 57 -59) В экспедиции стала практикой групповая рефлексия по окончанию каких – либо мероприятий, проводились и мастер – классы в группах.

Наши уважаемые писатели - земляки Колыхалов Вениамин Анисимович и Решетько Валентин Михайлович провели мастер – классы для обучающихся об особенностях творческого процесса. Практической частью мастер –класса стало следующее задание: на месте бывшего поселения спецпереселенцев под названием Красноярка будет установлена скамеечка и почтовый ящик для случайных путников (место это довольно оживленное и сейчас – охотники, рыбаки, газовики бывают там), в почтовом ящике надо оставить обращение к путникам в стихах.

Деление на группы произошло на основе добровольности. Атмосфера сотрудничества, заинтересованности и взаимного участия друг в друге, открытые, доверительные отношения между взрослыми и детьми, коллективное творчество и дух соревновательности и игры позволили за короткое время создать группу единомышленников и получить желаемый результат. Вот один из вариантов обращения к путникам:

«Дорогой путник! Не проходи мимо! Остановись! Склони голову и вспомни о тех, кто безвинно погиб на Васюганских берегах!

…. На сибирских широких просторах

Изломалось немало сердец.

Время быстро сгорело, как порох,

Но настанет прощенью конец.

… На широких просторах суровых

Сколько судеб изломано было…

Мы хотим, чтобы жителей новых

Время больше так сильно не било!»

По настроению и стилю изложения обращения получились разные:

«Наш заблудшийся друган.

Знай! Это темный Васюган.

Забудь про страхи, ахи, боль

И карту получить изволь!

Не хнычь, не ной и не ори

Здесь спички, соль и сухари.

Перед тобой спаситель – крест-

Хранитель страшных ссыльных мест!»

В последний день пути по Васюгану учащиеся получили творческое задание: «разбиться» на 2 группы и выпустить газеты под общим названием «Черноводье». Это стало своего рода групповой рефлексией, поскольку ребята должны были осмыслить основные мероприятия экспедиции, дать им оценку и проанализировать изменения, происшедшие в их собственном сознании. В работу были вовлечены все учащиеся: редакторов в группах назначили, а те уже распределили «роли» между «коллегами» и работа «закипела». Одна группа расположилась в столовой теплохода, вторая в кают-кампании. Инициативные группы ребят во главе с редактором набросали «эскиз» газеты, выделив наиболее значимые по последствиям и яркие по организации мероприятия и сформулировав обозначившиеся проблемы, художники продумывали оформление газеты, фотокорреспонденты в творческом порыве создавали один коллаж за другим, журналисты сели за статьи, корректоры за словари и справочники… Взаимодействие детей, участников данного образовательного мероприятия, осуществлялось как субъект –субъектное, процесс сотрудничества был направлен на поиск оптимального и согласованного решения поставленной перед группой задачи.

Метод сотрудничества, несомненн, способствовал развитию умения работать в коллективе, брать ответственность за выбор решения на себя, анализировать результаты деятельности, излагать свои мысли, подходить к своему делу творчески. Но человека отличает не только умение говорить, в процессе сотрудничества на равных учащиеся учились слушать и слышать, т.е. приобретали коммуникативную компетентность.

Через несколько часов на суд взрослых были вывешены газеты: яркие, такие разные, но со вкусом, грамотно оформленные. Содержание газет говорило о достаточно высоком уровне аналитических умений, о сформированности у учащихся собственного отношения к общественным (социальным) проблемам, о неисчерпаемой творческой энергии молодого поколения. Но что более всего впечатлило взрослую часть экспедиции, так это умение радоваться успехам других. Члены 2-х команд, изучая газеты друг друга не критически их оценивали, не выискивали ошибки, неточности, изъяны, а сопереживали промахам и радовались удачным находкам и решениям. За два года совместной работы над проектом «Прощение и память» создана была КОМАНДА, сплоченный коллектив единомышленников. За столь незначительный временной отрезок были созданы и свои традиции: подъем и спуск флага, исполнение гимна, творческое прощание с командами теплоходов на последней линейке, районные презентации – отчеты об экспедициях перед властью и народом.

В пути, во время переходов использовались и лекции - формы работы, характерные для традиционного обучения. В 2006 г. в ходе экспедиции к.ф.н., преподаватель риторики Каргасокской школы №2 А.П. Хмелева в первый же день читала лекцию по теме «Совесть, вина, покаяние, катарсис», историк Зарубина В.М. - «Васюганье как часть Сиблага». Историческая лекция Зарубиной помогла «войти» в тему проекта, а философская Хмелевой А.П. дала возможность задуматься над сложными нравственными категориями и анализировать свои чувства и поступки. Из путевого дневника «Я убедилась, что душа у меня есть. Я с трепетом переживала каждую встречу, душа моя научилась плакать, с пониманием относиться к чужой боли, сопереживать».

В 2007 г. лекции в режиме диалога провела Хмелева А.П. по темам «Вера» (в широком смысле слова), «Как человек познает мир». Разговор шел о двух этапах познания – чувственном (эмпирическом), и логическом (абстрактном, рациональном); вводились новые понятия, характеризующие данные этапы. Школьники самых разных возрастов заинтересованно формулировали понятия (ощущение, восприятие, представление, воображение, суждение, умозаключение), сравнивали их, оценивали, приводили примеры, рассуждали о фантазии и науке… Педагог тактично и умело направлял мыслительную деятельность учащихся, ссылаясь на авторитеты ученых из разных областей знаний.

Во время 2-х экспедиций преподавателями школ района была дана информация из истории поселков, которые сохранились по настоящее время: Новоюгино, Староюгино, Большой Гривы, Мыльджино, Березовки, Среднего Васюгана и Тевриза.

 

Заключение.

 

В последний день экспедиции 2007 года все ее участники (и взрослые, и дети) в письменной рефлексии «А напоследок я скажу» после слов благодарности в адрес организаторов проекта сделали свои заявки, предложения на перспективу, из которых следует, что муниципальный проект «Прощение и память» должен жить. Не пройден до конца Васюган, не охвачены еще поселения по рекам Тым и Обь. Формы развития и продолжения проекта могут быть разными: это и экспедиции по рекам, и «высадка десанта», доставленного на вертолетах, и сетевое партнерство, т.е. разработка и реализация совместных- больших и маленьких интегрированных проектов, может быть и виртуальных, (социальных, педагогических, политических), в реализации которых активное участие могут принять дистанционно все заинтересованные стороны (от учеников самых разных школ, их родителей и учителей до представителей организаций и учреждений). Актуальной стала идея создания музея спецпереселенцев в районном центре (возможно и виртуального), что позволит весь материал сосредоточить в одном месте и гарантирует его сохранность, объединит единомышленников из разных поселков района и станет мозговым центром по организации новых экспедиций и направлений краеведческой работы. Появилась необходимость ввести традицию в Каргасокском районе 30 октября, в День памяти жертв сталинских репрессий проводить митинги на поселениях и уроки памяти в школах. Учителя и ученики предложили провести региональную краеведческую конференцию в январе – феврале 2008 г., пригласить на нее единомышленников их других районов, а может быть, из других областей страны, представить на ней свои новые работы (проекты). В связи с этим были предложены и конкретные темы исследовательских и информационных проектов: «Создание сборника песен и стихов участников экспедиции»; «Быт спецпереселенцев 30-50-х гг. XX в.»; «История детских домов 30-50-х гг. XX в.»; «Частушки и песни, которые помогали выжить спецпереселенцам» и другим. Таким образом, краеведческая работа в районе будет поднята на новую высоту, что способствует формированию личности гражданина – патриота. К сожалению, чувство патриотизма в настоящее время уступило место другим ценностям, прошлое нашей страны мало дает поводов для гордости, поэтому формирование гражданских компетенций как никогда стало актуальным. Не презирать, а прощать, не бежать из района, а пытаться найти выход из непростой ситуации, не бездействовать и ждать милости от властей, а участвовать в развитии края и, тем самым, улучшать условия жизни населения и, конечно, уметь извлекать уроки из прошлого, не повторять его ошибок – таковы цели воспитательной и образовательной работы в районе на ближайшую перспективу.

 

Список использованной литературы.

 

1.                  Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. «Современный урок. Ч.5. Инновационные уроки», изд –во «Учитель», г. Ростов, 2007 г., с.20- 27

2.                  Даутова О.Б., Крылова О.Н. «Современные педагогические технологии в профильном обучении», изд-во «Каро», С-Петербург, 2006 г., с. 20 -24, 128 -163.

3.                  Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. «Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно –методическое пособие.», Москва, ЛПК и ПРО, 2003 г.

4.                  Лия Габайдулина «Исследовательская деятельность и ИКТ –компетентность учащихся», журнал «Народное образование», № 5, 2007 г., с.153 -157.

5.                  Вьюгова Т.С., Шамина О.Б. «Осознанный выбор образовательной траектории как результат адекватной оценки старшеклассником его предпрофильных компетенций в условиях обучения по учебным модулям образовательного центра «Школьный университет». E-mail: school- metod@main.tusur.ru

6.                  «Современные образовательные технологии предпрофильной подготовки и профильного обучения. Материалы областного научно –практического семинара», РЦРО,2006 г.

7.                  с. 57 -59

8.                  Воровщиков С.Г. «Учебно –познавательная компетентность школьников: опыт системного конструирования.», журнал «Завуч. Управление современной школой», № 6, 2007 г, с.81 -101.

9.                  Школьная газета «Переменка», № 78, 2007 г.

10.               Материалы из личного архива студента I курса ТПУ А. Парфеновича.

11.              Тойнби А. Постижение истории: Пер. с англ. -М. :Прогресс, 1991.

12.              Материалы из личного архива учителя истории Федоровой Т.И.

13.              Материалы из школьного архива Средневасюганской СОШ.

14.              Лебедев О.Е. «Компетентностный подход в образовании», ж-л «Школьные технологии», 2004 г., №5, с.3 -12.


Источник: Сборник "Гуманитарная экспедиция "Прощение и память" 2006 - 2007 г.
Добавить комментарий
Имя
E-mail
Сообщение
*Пройдите проверку:


Просмотров этой страницы: 1394