Однако... У нас переизбыток возможностейно недостаток смелости, поэтому страхи всегда будут с нами.
Главная > Краеведческая мозаика > 2008 год > Сборник "Гуманитарная экспедиция "Прощение и память" 2006 - 2007 г." > Агеева Е.Г. Результаты изучения общественного мнения в поселках: Березовка, Мыльджино, Средний Васюган, Новоюгино, Новый Тевриз. См.подробнее...

Агеева Е.Г. Результаты изучения общественного мнения в поселках: Березовка, Мыльджино, Средний Васюган, Новоюгино, Новый Тевриз. См.подробнее...

Агеева Елена Геннадьевна, учитель истории Каргасокской СОШ №1

Второй год на территории Каргасокского района идет проект «Прощение и память», посвященный жертвам сталинских репрессий. Второй год отправляются по Васюгану экспедиции школьников и преподавателей, по тому же пути, по которому когда-то прошли те, кого сорвали с родных мест и отправили осваивать незнакомые края.
В 2006 году экспедиции побывали в тех поселках, которые живы до сих пор. Это Ново- и Старо-Югино, Березовка на Васюгане и в п. Мыльджино по р. Нюролька. А в 2007 году - новый маршрут - п. Средний Васюган и Новый Тевриз. Одно из направлений работы экспедиций - социологическое обследование, проводимое с целью узнать отношение людей к самим репрессиям, к проекту вообще, к следу, который оставим в общественном мнении - прошлогодняя экспедиция. Кроме того, получена новая информация о событиях тех дней и их участниках.
Было проведено выборочное обследование, при котором респондентам (т.е. опрашиваемым) было предложено две анкеты, составленные участницей проекта кандидатом философских наук Хмелевой Анной Павловной. Анкета номер один работала в Березовке, Мыльджино и Ново-Югино, то есть в тех поселках, где экспедиция побывала в прошлом году. Это анкета контролирующая, т.е. изучающая последствия работы экспедиции. С анкетой номер два работали в Среднем Васюгане и Новом Тевризе. Это анкета зондирующая. Она показывает, насколько люди осведомлены о том времени, что помнят, сохранились ли артефакты (т.е. следы деятельности репрессированных).
Анкета номер один обошла в Мыльджино 44 человека, в Ново-Югино 61 человек, В Березовке - 44 человека. По второй анкете опрос проводился среди тех, кто пришел на митинги, посвященный открытию памятных знаков, среди прохожих на улице, в магазинах и даже на газовом промысле, куда участники отправились на экскурсию. Таким образом, в Среднем Васюгане было опрошено 49 человек, в Новом Тевризе - 38 человек. Возрастные рамки во всех поселках от 11 до 82 лет. В Ново-Югино из числа опрошенных 29 человек (48%) являются коренными жителями и 27 (52%) приезжими. В Березовке, среди респондентов, коренных жителей 26 человек (60%), а в Мыльджино 29 человек (66%).
Осведомленность о работе проекта очень хорошая. В Ново-Югино это 100%, в Мыльджино - 100%, в Березовке - 86%.
Источники информации самые разнообразные. Из публикаций в районной газете «Северная правда» о работе экспедиции узнали 28 человек (64%) в Мыльджино, 27 (61%) в Березовке, 22 (36%) в Ново-Югино. В процессе общения друг с другом итнформацию получили 34 человека (77%) в Мыльджино, 23 (52%) в Березовке и 42 (95%) в Ново-Югино. Хорошо поработали по этому вопросу школы: 19 человек (43%) в Мыльджино и 20 (45%) в Ново-Югино. Таким образом, источники получения информации работали комплексно.
В каждом поселке проходил митинг, посвященный открытию памятного знака, ход и обряд отпевания погибших, а затем - встречи в клубе и поминальный обед. Программу в клубе оценили приоритетно 23 человека (52%) в Березовке, большинству участников акции в Ново-Югино запомнился крестный ход - 36 человек (59%) и митинг в Мыльджино - 37 человек (84%). Большой процент респодентов в Березовке оценили поминальный обед, а в Мыльджино - очень теплую встречу экспедиции на берегу.
В Мыльджино большинство опрошенных участвовали в подготовке к акции (28 человек - 63%). Они участвовали в субботниках, когда готовили поселок к встречи гостей, проводили уборку на кладбище, включая перезахоронения останков тех, чьи могилы смывало водой в Нюрольку; собирали информацию о ссыльных родственниках; проводили беседы в школе, рассказывая о своей судьбе сосланного человека. Кроме того, готовили митинг, доставляли и устанавливали кресты в местах высадки ссыльных и даже собирали деньги на эти памятные знаки. Отсюда и отношение этих людей к теме проекта. Устроили в качестве памятных знаков кресты с табличками 39 человек (89%), необходимость установить памятник жертвам политических репрессий указали 42 человека (95%) и будут отмечать памятную дату 30 октября 23 человека (52%), а потому поставят свечу, навестят могилы, помянут за столом, побывают у оставшихся в живых родственников. В Мыльджино эта акция пятерых человек сподвигла на составление родословной, 17 займутся поиском документов, сбором материала, тех событий, 23 человека вне зависимости от возраста будут рассказывать о репрессиях своим потомкам.
На вопрос о том, можем ли мы воспользоваться опытом этих людей, утвердительно ответили 14 человек (32%): это изучение опыта ведения сельского хозяйства, строительства, взаимопомощь в делах, воспитание трудолюбия и умения жить дружно вместе людям разных национальностей.
В Березовке из опрошенных непосредственно принимали участие в проекте 16 человек (36%). Устроили памятные знаки 39 человек (89%) и 34 (77%) высказались за установку памятника в Каргаске. Отмечать памятную дату будут 21 человек (48%) и только 9 человек (24%) полагают, что опытом ссыльных можно воспользоваться в наши дни. Самый яркий ответ - это умение выжить любыми путями.
В Ново-Югино из опрошенных 35 (57%) принимали участие в проекте. Также убирали территорию, готовили школу к приему гостей, собирали вещи для школьного музея и информацию для сборника «Как это было?», изготовляли макеты, которые показывают быт репрессированных, участвовали в театрализованной постановке по произведениям А. Ахматовой, рассказывали школьникам о ссыльных родственниках.
Также из опрошенных 11 человек (18%) считают, что проект не нужен и люди тратят время впустую. Из них 6 человек приезжих, 5 коренных жителей в возрасте от 19 до 44 лет, имеющих в качестве образовательного уровня среднюю школу или специальное образование, они высказались отрицательно по поводу уже установленных памятных знаков и необходимости памятника в Каргаске. Остальные 77% после акции решили заняться поиском документов того времени (29 человек), составлением родословной (18 человек) и высказались положительно по вопросу об установке памятника репрессированным 49 человек (80%), а также будут отмечать памятную дату.
По вопросу о усвоению опыта большой процент занимают такие ответы как сбор дикоросов, реанимация заросших полей и восстановление ферм, работа в лесу, заселение новых территорий, коллективные посиделки, выживание в экстремальных условиях.
По второй анкете одним из первых вопросов, на который отвечали респонденты, это вопрос о том, знают ли люди о существовании и работе проекта «Прощение и память». Опрос показал, что осведомленность о работе проекта также практически полная - 82% в Среднем Васюгане и 87% в Тевризе. Источники осведомленности также разные: публикации в газете «Северная правда»; объявления в поселках и просто устная информация. Только 9 человек (12%) в Среднем Васюгане и 5 (13%) в Тевризе от общего числа опрошенных не знали, что такой проект существует, но узнав, отнеслись к нему положительно (4 человека).
Примерно половина опрошенных приходилось на людей пенсионного возраста - 31 человек в обоих поселках. Это те люди, которые либо были сами участниками тех событий, либо жили бок о бок с репрессированными. Возможно именно поэтому 82% в Среднем Васюгане и 87% в Тевризе относятся к проекту положительно (был такой ответ как очень-очень положительно), а может быть потому, что 61% опрошенных в Среднем Васюгане и 81% в Тевризе имеют в числе репрессированных родных людей.
Проходя по Васюгану, вместо селений видишь только памятные кресты, установленные в этих местах. От селений не осталось и следа, но остались могилы. Места захоронений известны 59% респондентов в Среднем Васюгане и 76% в Тевризе.
Среди названных такие как Новоспасское, Новая жизнь, Муромка, мыс Смелый, Рагузино, Седельниково, Шкарино, Красноярка, Осиновка, Полтавка, Борисовка, Рабочий, Львовка, Волково, Фйполово, Петровка, Катальга, Калганак, Желтый Яр, Нигельштадт, Киркрай, Тевриз (старое кладбище).
На вопрос о состоянии захоронений 35% знающих об их существовании в Среднем Васюгане и 60% в Тевризе ответили, что все заброшены. Респонденты. Давшие эти сведения находятся в основном в возрасте от пятидесяти до восьмидесяти четырех лет. Не покидает мысль о том, что с уходом этих людей забудутся и эти места.
Выброшенные когда-то на дикие берега люди трудились не покладая рук. Они раскорчевывали земли под посевы, строили жилье и хозпостройки, общественные здания: медпункты, школы, клубы.
Из опрошенных в Среднем Васюгане только 43 % смогли назвать то, что осталось от результатов этого труда. В Тевризе 42% респондентов ответили положительно. Большинство ответов относятся к раскорчеванной земле, которая давным давно заросла. Еще была указана грунтовая дорога и узкоколейка у Степановки, двухэтажный дом в Среднем Васюгане, клуб и медпункт в Тевризе. Но и таких ответов было мало. Здания разрушены, земля не используется.
На вопрос о том, нужно ли помнить о тех временах и жертвах 97% опрошенных в Тевризе и 100% в Среднем Васюгане ответили «да».
На вопрос почему мы получили такие ответы, как это наша история, которая разная и надо помнить не только хорошее, история должна существовать в назидание потомкам, репрессированных надо помнить еще и потому, что им так досталось; мы существуем благодаря им; родители здесь похоронены и, наконец без прошлого нельзя жить.
Прослеживается связь между такими параметрами, как наличие в семье репрессированных и отношением к проекту. Но вопрос о участии большинство ответили «да». Это подразумевало участие в митинге, высадка цветов около памятников, установка свечей в память о пострадавших, сбор документов для школы, сбор материалов, оформление стендов в музее и составление родословной. Таким образом, проект нашел самый широкий отклик среди населения этих поселков. Для них это важно.
Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы.
Четко прослеживается взаимосвязь между социальной активностью и положительными духовными и материальными результатами от какого-либо дела, в нашем случае от проекта «Прощение и память».
Семьи, которых коснулись репрессии, ждали именно такой публичной реабилитации. Теперь в глазах других они не враги, а пострадавшие.
Очень восприимчива к проекту оказалась молодежь, что весьма отрадно. Знания, которые эта социальная группа получила в ходе действия проекта, дают надежду, что информация не исчезнет вместе с участниками событий, а будет передаваться из поколения в поколение, что снизит процент вероятности возвращения тоталитарного режима.


Источник: Сборник "Гуманитарная экспедиция "Прощение и память" 2006 - 2007 г.
Добавить комментарий
Имя
E-mail
Сообщение
*Пройдите проверку:


Просмотров этой страницы: 1680